Лекция 4. Глобальная система мониторинга окружающей среды

    Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. На Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. была выработана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), включающая рекомендации по организации Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), целью которой определено предоставление информации, необходимой для обеспечения настоящей и будущей защиты здоровья, благополучия, безопасности и свободы людей и управления окружающей средой и её ресурсами. В 1974 г. совместными усилиями мирового сообщества была создана как часть Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). 

Задачи Глобальной системы мониторинга окружающей среды ГСМОС:

 – организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью людей; 

– оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат; 

– оценка качества и распределения загрязнения в биологических системах;

– оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды; 

– оценка экологических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования; 

– оценка загрязнения Мирового океана и его влияния на экосистемы; 

– усовершенствование системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе. 

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

 – импактный (изучение значимых воздействий в локальном масштабе); 

– региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона и трансграничного переноса); 

– фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность). 

Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение особенностей поступления в окружающую среду и рассеяния в ней потоков загрязняющих веществ, содержащихся в отходящих газах или сточных водах конкретного предприятия.                     Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы «Человек и биосфера», имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия. Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в табл. 3. 

Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в региональном мониторинге приоритет отдан городам, водным объектам – источникам питьевого водоснабжения и местам нерестилищ рыб, поэтому в отношении сред наблюдений, в первую очередь, исследуют атмосферный воздух и воду пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические, радиоактивные или болезнетворные свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности трансформации, вероятность и величину воздействия на человека и биоту и другие факторы.

ТАБЛИЦА 3



На территории СССР в 70-е гг. на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу (рис. 4). 

В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как «Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши» (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), «Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах» и др. К настоящему времени массивные сборники типа «Ежегодных данных...» в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.

 РИСУНОК 4.

Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств. 

Решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) было принято в 1993 г. и утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229. Основной концепцией создания системы явилось объединение возможностей и усилий многочисленных государственных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды в Российской Федерации. Общее руководство деятельностью ЕГСЭМ было возложено на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. 

В настоящее время работы по созданию ЕГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба. Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать реализацию следующих положений: 

– осуществление координации разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды; 

– проведение регламентации и контроля сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных; 

– обеспечение хранения информации, ведения специальных банков данных и их гармонизации (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами; 

– осуществление деятельности по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие; 

– создание условий для доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей. 

Значительный интерес представляет распределение функций в рамках ЕГСЭМ. Это распределение разработано на основе сложившейся практики, целей и задач министерств и ведомств. Поэтому, независимо от функционирования ЕГСЭМ, оно дает общее представление о той информации, которую собирают и накапливают различные органы. Распределение приводится ниже по Постановлению Правительства РФ «Распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти» № 1229 от 24 ноября 1993 г. 

Регламентация государственных наблюдений в системе ЕГСЭМ 

Система государственного экологического мониторинга строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. Список параметров состояния окружающей среды, определяемых государственными службами, четко установлен, так же, как требования к используемым средствам и методам измерений, частоте отбора проб и др. 

В системе Росгидромета за качеством атмосферного воздуха населенных пунктов ведутся наблюдения со стационарных, маршрутных и передвижных (подфакельных) постов. 

На стационарных постах устанавливаются павильоны типа «Пост-1», «Пост-2», «Воздух», оснащенные аппаратурой для отбора проб и приборами для определения метеорологических параметров. 

Для постов наблюдений ГОСТ 17.2.3.07-86 «Правила контроля воздуха населенных пунктов» установлено четыре программы наблюдений:

 – полная (ежедневные наблюдения в 1, 7, 13 и 19 часов с получением информации о среднесуточных и разовых концентрациях вредных веществ); 

– неполная (ежедневные наблюдения в 7, 13 и 19 часов с получением информации о разовых концентрациях вредных веществ); 

– сокращенная (наблюдения в 7 и 13 часов при температуре воздуха ниже – 45ºС в местах, где содержание примесей низкое);

 – суточная (непрерывный отбор проб для определения среднесуточных концентраций вредных веществ). 

Методы пробоотбора и анализа детально описаны и регламентированы соответствующим руководством. Выбор исследуемых примесей осуществляется в зависимости от количества выбросов этих веществ, их класса опасности, характерного размера города, рассеивающей способности атмосферы конкретного района. Считается, что при незначительных объемах выбросов, когда приземные концентрации близки к фоновым, наблюдения нецелесообразны. Порядок организации и проведения наблюдений за состоянием поверхностных вод определен ГОСТ17.1.3.07–82 «Охрана природы. Гидросфера». Разработанная система предусматривает согласованную программу работ по гидрологии, гидрохимии и гидробиологии. Пункты наблюдений устанавливают в зависимости от хозяйственного значения водных объектов, их размеров и экологического состояния. Периодичность наблюдений определяется категорией пункта. Пункты наблюдений первой и второй категорий устанавливают в крупных городах, в районах повторяющихся аварийных сбросов и высокой загрязненности – от 10 до 100 ПДК и более (в соответствии с типом водного объекта). 

Пункты третьей категории устанавливаются в районах расположения городов с населением менее 0,5 млн человек (большая часть населения России проживает в малых городах), в замыкающих створах больших и средних рек и водоемов, в районах организованного сброса сточных вод, где систематическая загрязненность воды по одному или нескольким загрязняющим веществам достигает 10 ПДКв (в соответствии с типом водного объекта). Наблюдения за уровнем загрязнения почв носят, как правило, экспедиционный характер и выполняются в соответствии с требованиями ГОСТа 17.4.4.02–84 «Охрана природы. Почвы». Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа на определенных площадях по регулярной сети опробования, на ключевых участках, характеризующих типичные сочетания природных условий и антропогенного воздействия, на отдельных почвенно-геохимических профилях. 

Унифицированная и строго регламентированная система определяет сопоставимость всех получаемых в сети мониторинга сведений. Однако, в ряде случаев это приводит к тому, что автоматически выполняются анализы, не имеющие особой практической ценности, в то время как реальные проблемы могут остаться вне поля зрения службы мониторинга.

Комментарии

  1. Casino games, tips, tricks and roulette
    The best 토토 라이브 스코어 casino for slots games and 사다리 사이트 table games. Play casino online for real 토토사이트 관리 알바 샤오미 money or 겜블시티 try your luck on 웹툰사이트 roulette, blackjack, poker,

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Лекция 23. Виды и посты наблюдений за загрязнением атмосферы и их местоположение

Лекция 2. Цели и задачи экологического мониторинга

ЛЕКЦИЯ 9. МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА . Контактные методы.