Лекция 12: Экологический контроль
В настоящее время для оценки качества окружающей среды часто употребляют два основных термина: мониторинг и контроль.
Механизмы экологического контроля и мониторинга настолько тесно связаны, что даёт основание порой рассматривать экологический мониторинг подвидом, составной частью экологического контроля. Однако это не так. Экологический контроль и экологический мониторинг являются самостоятельными направлениями.
Если экологический контроль можно определить как контроль за охраной окружающей среды, т.е. контроль за деятельностью, то экологический мониторинг – контроль за состоянием окружающей среды.
Помимо институционального понимания, экологический контроль и мониторинг рассматриваются как функции экологического управления. С помощью указанных функций органы государственной власти и местного самоуправления получают сведения о состоянии окружающей среды и могут выявить и пресекать нарушения экологического законодательства, привлекать виновных лиц к юридической ответственности. Федеральный закон об охране окружающей среды выделяет четыре вида экологического контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный [21].
Государственный экологический контроль осуществляют:
– федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) и его территориальные органы;
– органы санитарно-экологического надзора Российской Федерации и органы различных министерств и ведомств.
Главными задачами государственного экологического контроля являются:
– проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
– выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
– проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными на то органами.
Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, ведомственный и общественный.
Государственный экологический контроль носит надведомственный характер, осуществляется за всеми объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и подчинения.
Ведомственный экологический контроль осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли.
Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определённых общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности не касаются данной сферы. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
В зависимости от стадии контрольной деятельности выделяют предупредительный, текущий, последующий экологический контроль.
Предупредительный экологический контроль заключается в контроле на стадии, предшествующей хозяйственной или иной деятельности. Он осуществляется путём согласования проектной документации, получения разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления.
Текущий экологический контроль проводят в процессе хозяйственной и иной деятельности. Последующий экологический контроль осуществляется за результатами, итогами хозяйственной и иной деятельности.
В зависимости от формы экологического контроля выделяют:
– информационный экологический контроль
– сбор и анализ экологической информации, необходимой для принятия соответствующих решений в области природопользования и охраны окружающей среды;
– карательный экологический контроль заключается в принятии мер государственного принуждения к юридическим, должностным и физическим лицам, нарушившим экологическое законодательство.
В зависимости от метода, порядка проведения контрольных мероприятий выделяют:
– инспекционный экологический контроль
– посещение субъектов хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности, ознакомлении с состоянием охраны окружающей среды, обследовании механизмов, изучении технической и нормативной документации; \
– аналитический экологический контроль заключается в анализе полученных данных;
– инструментальный (лабораторный) экологический контроль состоит в отборе проб, проведении анализов, сравнении полученных результатов с нормативными показателями. Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры. Специализированные природоохранительные прокуратуры создаются с учётом бассейнового или административного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.
Комментарии
Отправить комментарий